Православная Российская Церковь одна из самых крупных Православных Церквей мира. Образовалась в конце X века. Её основанием считается обращение в христианство Святого благоверного князя Владимира и жителей столицы Киевской Руси в 988 г. Автокефалию Русская Церковь получила от Константинопольского Патриархата в 1448 г., а в 1589 г. В России появился первый Патриарх Московский. С 1721 г. по 1917 г. По указу императора Петра Патриаршество было упразднено и управлять Церковью стал Святейшим Правительствующим Синодом. В августе 1917 г. в Москве открылся Собор Православной Российской Церкви. Он восстановил патриаршество и избрал Патриархом митрополита Московского Тихона (Белавина). Это событие совпало с бушевавшими в то время в России нестроениями и большевистским переворотом. Именно в дни работы Собора участники его узнали об убийстве митрополита Киевского Владимира, - это стало началом гонений на Православную Церковь. Патриарх Тихон смело выступил с обличениями коммунистов, за что неоднократно претерпевал страдания от безбожной власти. Гонения на Церковь принимали разные формы: практически все богословы и многие иерархи были либо изгнаны в 1920 гг., либо уничтожены в 1930 гг. В одном только 1937 г. было арестовано 136.000 клириков, убито 85.000. В период с 1917 по 1939 г. Православная Церковь потеряла от 80 до 85% священников. Усиливающиеся гонения на Православных и невозможность созыва Поместного Собора (а также происки отдельных иерархов) привели к тому, что Церковь разделилась на несколько частей. В результате этого разделения образовались: Истинно Православная Церковь (которую возглавил митрополит Петроградский Иосиф Петровых, категорически отвергающий советскую власть и её богоборческую идеологию), Катакомбная Церковь (лидером этой ветви стали архиепископ Феодор Поздеевский и другие архипастыри, сосланные за Веру в лагеря и тюрьмы. Эта часть Церкви вынуждена была скрываться от преследователей почти до начала 21 столетия), Русская Православная Церковь заграницей (сложившаяся из числа русских эмигрантов проживающих почти во всех странах мира, во главе с видным богословом – митрополитом Антонием Храповицким) и Московская Патриархия (основанная митрополитом Нижегородским Сергием, признавшим советскую власть законной, а её радости – радостями Церкви). В 1943 году по указу советского руководителя Сталина был созван «Собор» сергианских епископов, на котором митрополит Сергий был «избран» патриархом с титулом Московский и всея Руси. Совершенно понятно, что никаким патриархом на самом деле Сергий не являлся, но так или иначе русские люди, далекие от Церкви и живущие под гнетом советской власти привыкли считать, что Сергий – законный глава Церкви (раз уж партия решила). На смену Сергию пришли его ставленники – Алексий (Симанский), Пимен (Извеков) и Алексий (Редигер).

Но Православная Церковь все-таки не исчезла с лица земли русской. Её бережно хранили иерархи, священнослужители и миряне Истинно Православной Церкви, Катакомбной и Русской зарубежной Церкви. В 2003 году произошло знаменательное событие. Впервые на Поместный Собор ИПЦ смогли собраться иерархи Катакомбной и Истинно Православной Церкви. Было принято решение о слиянии двух частей Российского Православия. На этом же Соборе был принят текст обращения ко всем православным архипастырям, в котором члены Собора призвали своих собратьев к единению. Решением Собора Церкви было возвращено историческое название – ПРАВОСЛАВНАЯ РОССИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Сегодня её возглавляет митрополит Московский и Всероссийский Рафаил (Прокопьев), местоблюститель Патриаршего Престола. Видный иерарх много трудов положил в дело единения российского православия. Именно благодаря его трудам открываются новые храмы, монастыири, учреждаются епархии. На поместном Соборе он был единогласно избран главой Священного Синода и предстоятелем Православной Российской Церкви.

 





Краткая современная история Российской Истинно-Православной Церкви

За годы репрессий большая часть архиереев РИПЦ была уничтожена – сначала они были сосланы в лагеря, а затем расстреляны или умерли от каторжного труда. Духовенство и общины, уцелевшие в различных уголках страны, были вынуждены искать себе архипастырей самостоятельно. Из-за невозможности связаться с иерархами РПЦЗ многие общины обращались за помощью к архиереям Польской, Украинской и Белорусской Церквей. Еще 11 октября 1921 года Священным Синодом Православной Российской Церкви на Варшавскую кафедру был назначен, с возведением в сан митрополита, архиепископ Минский (с 1916 г.) Георгий (Ярошевский), трагически погибший 8 февраля 1923 года. Епархии просили российского Патриарха Тихона благословить самостоятельное бытие (автокефалию) Церквей. Патриарх Тихон, пребывавший практически под домашним арестом, ответил, что такое решение может принять только Всероссийский Собор, созыв которого является предметом молитв и забот. Между тем, православная паства не могла согласиться и ожидать, когда большевики разрешат проведение Собора. Но митрополит Сергий, олицетворявший в то время высшую «официальную» церковную власть в России настаивал, что необходимо ждать проведения Поместного Собора Русской Церкви, который и рассмотрел бы все вопросы Церкви. При этом митрополит Сергий не смог внятно объяснить, что мешает проведению Собора вот уже 12 лет (последний Собор Православной Российской Церкви окончил работу в 1919 году). РИПЦ в России в 1990-е годы. На протяжении 70 лет РПЦЗ отказывалась’ признать и установить молитвенно-евхаристическое и административное общение с Московской Патриархией, декларируя свое единство лишь с Истинно-Православной Церковью в России. Но с 1991 г. РПЦЗ не пошла по пути восстановления разгромленных советским режимом структур ИПЦ. Наоборот, игнорируя мнение общин РИПЦ и «катакомбной» Церкви (исключение составили только общины РИПЦ под руководством архиепископа Лазаря Журбенко), РПЦЗ приступила к формированию в России новой организации, наименовав ее Российская Православная Свободная Церковь в каноническом и административном подчинении РПЦЗ. За короткий период священноначалию РПЦЗ удалось перессорить и политически дискредитировать (вспомним, к примеру, печально известное участие Еп. Варнавы Канского в мероприятиях общества «Память») своих приверженцев в России. При наличии возможностей объединить под своим покровительством Истинно-Православное движение и способствовать объединению РИПЦ, РПЦЗ эту возможность упустила. Структуры в России, существовавшие ранее под юрисдикцией РПЦЗ, образовали несколько самоуправляющихся юрисдикций. На этом фоне, последовавшие приезды в Россию русского зарубежного епископата, встречи и полулегальные переговоры с представителями и руководством Московской Патриархии окончательно подорвали доверие к РПЦЗ у тех, кто ощущал принадлежность к РИПЦ – фактическую или духовную. В 1996 году инициативные группы российского православного духовенства и мирян (оставшиеся без епископата) обратились к Патриарху Киевскому Димитрию (Яреме) с просьбой о каноническом восстановлении иерархии для Российской Истинно-Православной Церкви для возобновления ее открытого служения в России. И началось возрождение РИПЦ и восстановление апостольского преемства. В июне 1996 года по благословению Патриарха Димитрия архиепископа УАПЦ Романом (Балащуком), епископом УАПЦ Мефодием (Кудряковым) был хиротонисан во епископы Российской Истинно-Православной Церкви (в порядке восстановления апостольского преемства, зафиксировано в поставных свидетельствах) иеромонах Иоанн (Модзалевский). 17 декабря 1996 г. епископ Иоанн и епископ Мефодий (Кудряков) в г. Тернополе хиротонисали во епископы архимандрита РИПЦ Стефана (Линицкого). Эти двое епископов и передали в дальнейшем апостольское преемство всем остальным епископам РИПЦ. Неформальным лидером создаваемой церковной структуры стал протопресвитер Александр Сергеев-Михальченко, бывший ранее иподиаконом митрополита РПЦЗ Виталия Устинова. Разочаровавшись в деятельности на Российской территории, он приложил все усилия для создания мощного церковного управления РИПЦ. Именно он проводил переговоры с патриархом Димитрием Яремой о рукоположении архиереев для РИПЦ и «направлял очень образованных в административном плане иерархов в нужное русло», будучи секретарем Священного Синода РИПЦ. Первоначально, иерархи РИПЦ, движимые романтическими представлениями, взяли курс на максимально быстрый количественный рост РИПЦ, при этом истинно–православными считались все, кто таковыми себя объявил, Это привело к тому, что в Церковь стали переходить люди, в различное время отделившиеся от разных юрисдикций, в том числе и по далеким от богословских причинам (финансовым, личным и т.п.). Впоследствии это привело к нарастанию внутренних разногласий и вылилось в организационный распад РИПЦ. Так в 1997 году к РИПЦ примкнул архиепископ Никорцминдский Амвросий (Катамадзе), который покинул свою страну и был изгнан своей юрисдикцией по чисто политическим мотивам. Впоследствии он стал причиной очередного раскола уже внутри самой РИПЦ. 30 марта 1997 года епископ Иоанн, епископ Стефан и архиепископ Амвросий хиротонисали во епископа Гайнатского и Имеретинского для Грузинской Истинно-Православной Церкви архимандрита Моисея (Ходжаву). В июне 1997 г. первый из новорукоположенных епископов РИПЦ Иоанн (Модзалевский), почувствовав, что церковная власть уходит из его рук, попытался учинить раскол: он «созвал» из, собственно, самого себя, Архиерейский Собор РИПЦ, прекратил общение со всеми епископами РИПЦ, надеясь с помощью государственной власти парализовать деятельность Священного Синода РИПЦ. Но это не привело к желаемому результату и Архиепископ Иоанн был вынужден вернутся в состав Украинской Автокефальной Православной Церкви. Архиерейский Собор РИПЦ, в свою очередь, определением от 26 июня 1997 года извергнул Иоанна (Модзалевского) из священного сана. Во избежание претензий со стороны государственной власти, было решено управление Московской Митрополией передать Совету Преосвященных Викариев, в который вошли архиепископ Амвросий (Катамадзе) с титулом Крутицкий (впоследствии возведенный в сан митрополита) и епископ Стефан (Линицкий) с титулом Дмитровский (впоследствии возведенный в архиепископы). Отказ Патриарха Димитрия (Яремы) поддержать решение Архиерейского Собора РИПЦ, а также признание УАПЦ власти над собой Константинопольского Патриарха повлекли за собой приостановление молитвенно-евхаристического общения между УАПЦ и РИПЦ. В 1997 году была принята в общение группа, считавшая себя частью исторической РИПЦ и не имевшая канонического преемства, во главе с Рафаилом (Прокопьевым). Для этой группы были поставлены ее кандидаты в клир, начиная с монашества и самых младших степеней. 21 сентября 1997г. митрополит Амвросий, архиепископ Стефан и приехавший из Грузии епископ Моисей рукоположили во епископа Волоколамского, викария Московской Епархии ранее рукоположенного во священника и возведенного в архимандрита Рафаила (Прокопьева), а 19 октября 1997 г. митрополит Амвросий и епископ Рафаил рукоположили во епископа для Санкт-Петербурга архимандрита Сергия (Моисеенко). 25 февраля 1998 г. в Москве состоялся Архиерейский Собор РИПЦ, который приехали Епископы, ранее отделившиеся от Российской Православной Свободной Церкви и находившиеся вне какой-либо юрисдикции, Тульский и Брянский Арсений (Киселев) и Казанский Марийский Александр (Миронов). Прибывшие архиереи выразили желание соединиться с РИПЦ, войдя в ее состав со своими епархиями, духовенством и паствой. Архиерейский Собор РИПЦ принял обоих Преосвященных, назначив Епископа Арсения на Владимирскую кафедру и включил бывших Епископов Свободной Церкви в состав Священного Синода РИПЦ. 28 июня 1998 года очередной Архиерейский Собор РИПЦ принял решение (по представлению митрополита Амвросия) рукоположить в епископа архимандрита Дидима Нечаева. Его хиротония в епископа Царицинского, викария С.-Петербургской митрополии была совершена 30 июня 1998 года. Немногим позже было совершено еще несколько архиерейских хиротоний: для Кузнецкой и Пензенской епархии в сан епископа был возведен архимандрит Тихон Киселев, а для управления приходами РИПЦ в Финляндии в епископа Гельсинфорского и Прибалтийского был возведен протоиерей Надар Катамадзе (по пострижении в монашество с именем Назарий). К тому времени епископат РИПЦ составлял девять человек: митрополит Крутицкий Амвросий Катамадзе, архиепископы: Волоколамский Рафаил Прокопьев, Дмитровский Стефан Линицкий, Владимирский и Муромский Арсений Киселев, Казанский и Марийский Александр Миронов, Санкт-Петербургский и Старорусский Сергий Моисеенко, епископы: Пензенский и Симбирский Тихон Киселев, Гельсинфорский и Прибалтийский Назарий Катамадзе, Выборгский Дидим Нечаев. В связи с тем, что РИПЦ стала разрастаться, было принято решение об учреждении должности Местоблюстителя Патриаршего престола, Первоиерарха РИПЦ. Председателем Священного Синода РИПЦ (как старейший по хиротонии) был Митрополит Амвросий Катамадзе. На прошедшем в подмосковном селе Санино заседании Архиерейского Собора, из трех кандидатов на должность (митрополит Амвросий Катамадзе и архиепископы Рафаил Прокопьев и Арсений Киселев), Первоиерархом РИПЦ был избран Архиепископ Волоколамский Рафаил. Вскоре он был возведен в сан митрополита и провозглашен главой Синода РИПЦ. Но избрание архиепископа Рафаила, вероятно, не входило в планы митрополита Амвросия Катамадзе, и вскоре, вместе с примкнувшими к нему архиереями: Арсением, Александром, Тихоном, Назарием и двумя епископами Грузинской ИПЦ, он организовал внутри РИПЦ оппозиционную группу. 22 ноября 1998 г. согласно решению Архиерейского Собора РИПЦ под руководством митрополита Рафаила, был возведен в сан Епископа игумен Вячеслав (Лисовой), против чьей хиротонии выступали архиереи из группы Амвросия Катамадзе. Эго и стало толчком для раскола РИПЦ. Российская Истинно-Православная Церковь разделилась на два параллельных Синода: один, под управлением митрополита Рафаила, а второй, во главе с митрополитом Амвросием Катамадзе. Однако вскоре, из Синода митрополита Рафаила отделился рукоположенный недавно епископ Вячеслав Лисовой, обвинив митрополита Рафаила в общении с псевдоцерковными организациями и нарушении канонов. Вместе со своими священнослужителями он организовал собственную церковь, провозгласив себя архиепскопом Московским. Митрополит Рафаил, видя, что его избрание стало поводом для церковных распрей, отказался от титула Первоиерарха, и ушел на покой. Оставив себе свой домовой храм в Москве, он продолжал совершать богослужения со своим духовенством. Митрополит Амвросий Катамадзе вскоре потерял большинство своих сторонников из-за амбициозности и постоянных претензий на должность первоиерарха. Российская Истинно-Православная Церковь опять стала разрозненной. 28 декабря 1999 г. епископы Стефан и Вячеслав совершили хиротонию епископа Михаила Вишневского, а 7 января 2000 г. хиротонию епископа Кириака Темерциди. Вскоре, епископы Стефан и Кириак выступили на пресс-конференции, на которой, заявили о намерениях проведения либеральных реформ в Православной Церкви. В июле 2003 года по инициативе Священного Синода Истинно-Православной Церкви состоялся объединительный Архиерейский Собор Истинно-Православной Церкви в России, в котором приняли участие иерархи Российской Истинно-Православной Церкви, Апостольской Православной Церкви, Казанской Митрополии Истинно-Православной Церкви и Катакомбной Церкви. Постановлением Архиерейского Собора все Церкви были объединены в единую Российскую Истинно-Православную Церковь. В феврале 2004 года состоится Поместнный Собор единой Истинно-Православной Церкви, который утвердит все документы принятые на объединительном Архиерейском Соборе, состоявшемся в в июле 2003 года и продолжит дело объединения разрозненных юрисдикций Истинно-Православной Церкви.